Дата размещения:2015-05-15

Навстречу «летающему айсбергу». «Знаем ли мы наш Киржач?» Таким вопросом можно каждый раз озадачивать себя и других. Северо-западная часть города. Аэродром. Ветераны десантники называли Киржач «Десантоградом» (Сергей Кротов. В прифронтовом Киржаче. Киржач. 2015. Изд. ИП А.С.Кротов). При встрече на мемориале героям неба Юрию Алексеевичу Гагарину и Владимиру Сергеевичу Серегину космонавт Геннадий Михайлович Колесников в беседе со мной сказал: «Киржач для нас – это парашютная столица!». И ведь так оно и есть. Улицы нашего города носят имена героев космоса, десантников Великой Отечественной войны, парашютистов-испытателей. В парках, деревнях и на площадях устанавливают в память о них памятники, на мраморные плиты заносят их имена. В школах проводят встречи с интересными людьми, с теми, чья деятельность приносила нашему городу, да и всей стране неоценимый вклад в развитии промышленности, в военной отрасли и гражданкой. В книгах о Киржаче мы узнаем о ратном подвиге наших земляков в годы войны, в районной газете читаем о людях, прославивших наш край на предприятиях города, но мало, что известно всем о работе киржачан на аэродроме в 60-90-е годы. А ведь там работали такие же обычные граждане, как и мы с вами. Со всех районов города поутру, когда еще спали дети, их родители уходили пешком, кто-то на велосипеде или на мотоцикле на объект (так называли они место работы). Полёты, испытательные прыжки или просто сброс груза с только что новейшего парашюта, эксперименты с макетами, пошив парашютов по разработанным эскизам в Научно-исследовательском институте Парашютостроения. Из истории. В 1946 г. в связи с большими перспективами развития авиации и ракетостроения был образован Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники - НИЭИ ПДС, потом переименованный в НИИ Парашютостроения. С началом освоения космоса, проектно-конструкторские исследования по разработке парашютных систем для посадки спускаемых аппаратов, например, на планеты Венера и Марс, начались с интенсивных исследований всех возможных вариантов по осуществлению подобных проектов. В период с 1965 года по 1985 год более 15 спускаемых аппаратов серий «Венера» и «Вега» успешно опускались на поверхность Венеры на парашютных системах, разработанных Институтом. Начиная с 1961 года, Институтом проведены значительные исследования по разработке парашютных систем (ПС) для различных моделей атмосферы Марса, в том числе, материаловедческие, аэродинамические исследования характеристик ПС. Специалисты Института разрабатывали парашютные системы для всех российских пилотируемых космических кораблей, парашют для первого космонавта Земли, парашют для самой большой в мире водородной бомбы, спасательные системы для всех советских и российских пилотируемых космических кораблей и спускаемых аппаратов дальнего космоса серий «Венера», «Марс», «Луна» и «Вега». С помощью этих парашютов возвратились на Землю более 300 космонавтов, в том числе, граждане других стран. Большой объем исследований позволил в 1971 и 1974 гг. успешно осуществить посадку на поверхность Марса аппаратов «Марс-3» и «Марс-6». Фантастическую историю участия киржачан в космическом проекте «ВЕНЕРА-ГАЛЛЕЙ» рассказывал учащимся школы №5 6 «а» класса, студентам колледжа и слушателям Гагаринских чтений в историко-художественном и краеведческом музее города заслуженный авиастроитель, ведущий инженер по летным испытаниям всех видов парашютных систем Чабан Анатолий Петрович. «КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ К ВЕНЕРЕ» - такая тема занятий была предложена ребятам по приглашению их руководителей Виноградовой Еленой Ивановной, Зиновьевой Людмилой Михайловной, а также директором музея Гуряковой Людмилой Георгиевной. Совсем новую страничку в истории Киржача открыли для себя школьники и молодежь. С интересом рассматривали они подлинный документ «Космический аппарат «ВЕНЕРА - ГАЛЛЕЙ», в котором на снимках и чертежах отражена схема полета советских автоматических станций «Вега-1» и «Вега-2» к Венере для исследования кометы Галлея, участок сближения КА с кометой. Также в нем отмечены даты запуска с Земли и пролета около кометы, дата захода кометы за солнце, интервалы наблюдений кометы обсерваториями. Траектория входа парашюта, ввода парашютного увода, сброс зонда, ввод парашюта ввода аэростата (ПВА), развертывание и наполнения оболочки, отделение парашюта с системой наполнения, отделение балласта, просадка, выход на высоту дрейфа и траектория увода полусферы, сброс нижней полусферы, сброс тормозного парашюта, посадка и координаты места посадки наглядно показывают заданный маршрут. В документе есть также фото посадочного аппарата, чертеж пролетного аппарата, схема эксперимента «АЭРОСТАТ», таблица научных измерений, состав зонда, состав гондолы, масса плавающего аэростатного зонда, время функционирования и высота дрейфа. В таблице состава научной аппаратуры КА на пролетном и посадочном аппаратах указано назначение каждого научного прибора, их данные. Вес всей научной аппаратуры на КА составлял 485 кг. Подлинный документ был подарен Анатолием Петровичем музею нашего города. Захватывающий рассказ об испытаниях парашютных систем на нашем аэродроме вызвал у ребят массу впечатлений. Им были предложены фотоснимки парашютов, разработанных в НИИ Парашютостроения в Москве. Каждый парашют – это надежное, эффективное средство спасения и сохранная доставка космических аппаратов: «АРИАН-5», «ЭКСПРЕСС-КА», парашют для десантирования тяжелых грузов, УППС, грузовые парашютные системы «ПГПВ-50» и ПГС-1000Р и другие системы. В книге отзывов в колледже в музее космонавтики Анатолий Петрович оставил свой автограф и памятную надпись: «Поражен энтузиазмом сотрудников и студентов техникума в сохранении истории космонавтики. Уверен в ваших силах в дерзании во всех областях трудовой и творческой деятельности». В результате исследования советскими автоматическими станциями "Вега-1" и "Вега-2" кометы Галлея были получены уникальные научные результаты, в том числе около 1500 снимков. Впервые космические аппараты прошли на столь близком расстоянии от кометы. Впервые удалось посмотреть с близкого расстояния на одно из самых загадочных тел в Солнечной системе. Впрочем, не только этим исчерпывался вклад станций "Вега-1" и "Вега-2" в международную программу изучения кометы Галлея. Во время полета станций, вплоть до их максимального сближения с кометой, в рамках проекта "Лоцман" проводились интерферометрические измерения. Это позволило провести западноевропейскую межпланетную станцию "Джотто" на расстоянии 605 км от ядра кометы. Правда, уже на расстоянии 1200 км в результате соударения с осколком кометы на станции вышла из строя телекамера, а сама станция потеряла ориентацию. Тем не менее, западноевропейским ученым удалось получить уникальнейшую научную информацию. Свой вклад в изучение кометы Галлея внесли и две японские межпланетные станции "Сусей" и "Сакигакэ". Первая из них 8 марта совершила пролет кометы Галеея на расстоянии 150 тыс. км, а вторая прошла 10 марта на расстоянии 7 млн. км. Блестящие результаты изучения кометы Галлея автоматическими межпланетными станциями "Вега-1", "Вега-2", "Джотто", "Сусей" и "Сакигакэ" вызвало широкий международный общественный резонанс. В Падуе (Италия) прошла международная конференция, посвященная результатам проекта… Автоматические станции "Вега", вписавшие блестящую страницу в историю освоения космоса, стали последними советскими межпланетными аппаратами, созданными на базе станций "Марс-71". Текст подготовила: Колыбанова Г.Г.