Дата размещения:2012-03-13

Весна. Еще не поют в лесу птицы. Но сюда, в заповедный край, идут и идут люди, знакомые и незнакомые, друзья, родственники, чтобы поклониться героям, покорившим небо, чья жизнь трагически оборвалась здесь на Киржачской земле. Случилась эта трагедия 27 марта 1968 года. Почтить память о первом космонавте Мира Юрии Алексеевиче Гагарине и летчике-испытателе Владимире Сергеевиче Серегине, в скорбном молчании постоять у обелиска, возложить живые цветы, на минутку представить - как все это было 40 лет назад, и повязать памятную ленту на израненной березке.

 

50-летний юбилей аэродрома.


Летно-испытательный комплекс
НИИАУ г. Киржач.
16 мая 1959 года.

Из воспоминаний
Татарниковой Марии Михайловны
(работницы объекта 60-70 годов)

г.Киржач
2009 год


Это сегодня. А завтра?…
Поселения на Луне, путешествия к Марсу,
научные станции на астероидах,
связь с другими цивилизациями …
Все это – будущее.
Пусть не столь близкое, но реальное.
Ведь оно опирается на уже достигнутое.
И не будем огорчаться,
что не мы с вами станем участниками
дальних межпланетных экспедиций.
Не будем завидовать людям будущего.
Им, конечно, здорово повезет
для них станет привычным то,
о чем мы может только мечтать.
Но и нам тоже выпало большое счастье.
Счастье первых шагов в космос.
И пусть потомки завидуют нашему счастью.

Ю.А.Гагарин
20 марта 1967 года

Небо - их жизнь, работа и подвиг.
Память о героях живет в наших сердцах


Весна. Еще не поют в лесу птицы. Но сюда, в заповедный край, идут и идут люди, знакомые и незнакомые, друзья, родственники, чтобы поклониться героям, покорившим небо, чья жизнь трагически оборвалась здесь на Киржачской земле. Случилась эта трагедия 27 марта 1968 года. Почтить память о первом космонавте Мира Юрии Алексеевиче Гагарине и летчике-испытателе Владимире Сергеевиче Серегине, в скорбном молчании постоять у обелиска, возложить живые цветы, на минутку представить - как все это было 40 лет назад, и повязать памятную ленту на израненной березке.
Вокруг чистота, убраны увядшие цветы, в зимнее время расчищен снег. В небольшой комнатке охранного поста можно увидеть многочисленные фотографии, которые рассказывают, «что никто не забыт, ничто не забыто». Здесь есть фото из города Санкт – Петербург – памятный камень с надписью у края воронки, подаренное туристами из Австралии фото с портретами Ю.А.Гагарина и В.С.Серегина и др. Люди со всех уголков мира приезжают поклониться первому космонавту нашей Родины и летчику-испытателю Владимиру Сергеевичу Серегину в тихое и укромное место, где 40 лет назад произошла эта страшная катастрофа.

МИГ-15 в городе Киржач


Друзья из первого отряда космонавтов были заинтересованы сохранить для потомков уникальный самолет – истребитель МИГ-15 под № 18, доставленный из города Чкаловск. На аналогичной модели учебно-тренировочного самолета ушли в свой последний полет отважные парни нашей Родины.
Эта машина – история жизни многих летчиков. 27 февраля 2008 года самолет был транспортирован и установлен недалеко от мемориала. Истребитель в хорошем состоянии. За сборкой истребителя и монтажными работами наблюдали мои дети. Дочь фотографировала процесс работы. Самолет еще раз напомнит о той страшной катастрофе, что произошла 27 марта 1968 года.

Вечная память героям!

Парашютная подготовка на аэродроме


Память священна…Аэродром. Помню учебно-тренировочные прыжки летчиков и космонавтов с парашютом. В памяти имена удивительных людей, вслед за Юрием Алексеевичем Гагариным, покоривших космическое пространство, это герои космоса: Герман Степанович Титов, Андриян Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович, Валерий Федорович Быковский, Валентина Владимировна Николаева-Терешкова, Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров, Павел Иванович Беляев, Алексей Архипович Леонов, Георгий Тимофеевич Береговой, Владимир Александрович Шаталов, Борис Валентинович Волынов, Алексей Станиславович Елисеев, Евгений Васильевич Хрунов, Георгий Степанович Шонин, Валерий Николаевич Кубасов, Анатолий Васильевич Филипченко, Владимир Николаевич Волков, Виктор Васильевич Горбатко, Виталий Иванович Севастьянов, Николай Николаевич Рукавишников, Виктор Иванович Пацаев, Георгий Тимофеевич Добровольский.
Это наша история. Простые парни, искренне и беззаветно отдающие свой служебный долг Родине, их целеустремленность в трудовых буднях, их подвиг во благо мира на земле.
Рядом с ними на аэродроме трудились обычные граждане города Киржач. Работа была частью их жизни. Крайнов Геннадий Федорович, Бородин Владимир, Чабан Анатолий, Демичев Борис, Богунов Юрий Николаевич, Кирсанов Юрий, Турасов Валентин, Гаврилов Юрий, Агафонов Владимир, Груздев Александр, Мочалов Евгений, Амеличкин Виктор, Линев Константин Михайлович, Егоров Генрих Егорович, Егоров Володя, Серегин, Семенов, Серебряков Валя, Овчинников Борис Николаевич, Закиров Толя, Майоров Саша, Петрякова Зинаида, Павлова Татьяна, Назарова-Медведенко Оля, Яценко Василий, Грибкова Валя, Тимин Володя, Татарникова Мария, Чубаров Валера, Филатов Борис, Татарников Николай, Сучков Толя, Горошкин Володя, Кобылкин, Чернов Валя, Ильин Женя, Прудников, Зайцев Анатолий и другие. Рядом с ними осуществлялась подготовка молодых летчиков, космонавтов. Учебно-тренировочные прыжки с парашютом проводились вместе с парашютистами-испытателями под руководством классных специалистов, прыгали с самолета и с вертолета, в «людской» укладочной тренировались в укладке парашютов и т.д. Летний отдых детей, работников НИИАУ, проходил в пионерских лагерях: г.Феодосия п/л «Восход», п/л г. Солнечногорск, г. Киржач п/л «Сосновый бор». Родители ребят были люди, непосредственно связанны с авиацией. Усложнялись парашютные средства подготовки. Разрабатывались новые технологии в области парашютного дела. В швейном цехе шили парашюты. В укладочной их укладывали. На поле проходили тренировки. Сбрасывали различные грузы, технику, людей. Испытывали парашюты и на море, и в горах, в разное время года и в любую погоду.

Трагедия произошла 40 лет назад над небом нашего города


В июне 1967 года на аэродроме в г.Киржач проводились испытания парашютных систем для десантирования боевой машины десанта, так называемой кабины совместного десантирования - 30 июня экипаж самолета АН-12 в составе командира корабля Степана Петухова, летчика-испытателя Дмитрия Иванова, штурмана-испытателя Анатолия Селенова, бортрадиста Олега Романова, инженера-механика Анатолия Краснова, инженера-испытателя Владимира Рачкова, инженера по электронному спецоборудованию Виталия Галайда, бортинженера Юрия Бочарова и техника-испытателя Виктора Козлова поднялся в воздух для сброса с самолета. Близ д.Митино произошла трагедия. Потерпел крушение самолет АН-12 недалеко от деревни Митино, «экипаж которого проводил испытания парашютных систем для Вооруженных Сил Союза СССР. Многие члены этого экипажа принимали участие и в испытаниях систем жизнеобеспечения и десантирования космонавтов. Когда настало время сброса, БМД, выходящую из грузового отсека, развернуло, и она встала. Через мгновение сработала парашютная система, и 4 купола, каждый площадью 1400квадратных метров, раскрывшись позади самолета, попросту остановили его в воздухе. Самолет шел со скоростью 400 км в час, а парашюты все-таки вытащили груз наружу, буквально разорвав фюзеляж самолета и оторвав ему хвост, члены экипажа погибли мгновенно. Самолет, полностью заправленный, упал на поле и взорвался…»
Экипаж самолета, погибший 30 июня 1967 г., похоронен на Введенском кладбище г. Москва. Мы вместе с друзьями Пименовым Володей, Чубаровым Валерой, Филатовым Борисом, Татарниковым Николаем, Сучковым Толей, Горошкиным Володей, Кобылкиным, Черновым Валей, Ильиным Женей, Прудниковым и другими, хоронили своих товарищей. На месте гибели самолета возведен обелиск, на металлической табличке высечены имена всех погибших членов экипажа.
В глухом лесу стоит одинокий памятник. В годовщину гибели экипажа, мы, работники аэродрома не забывали своих друзей и ежегодно посещали место гибели.

Поиск места крушения самолета


Летом 2008 года мои близкие решили найти место гибели экипажа и передать поклон у подножия обелиска. Возраст не позволяет быть на том месте.
Путь проходил через Паньковское лесничество, мимо церкви Архангела Михаила, далее д. Митино. Вправо за деревней по краю Васильевского леса, через поля. На опушке молодого леса (по зарубкам на березах) виден памятник. Гидом в этой экспедиции была Иночкина Людмила Владимировна, московская дачница, согласившаяся на просьбу приезжих. Ей самой захотелось пройти к тем местам, когда еще девчонкой во время летних каникул она отдыхала у своей тетки и вместе с другими деревенскими людьми побежала на место крушения самолета. Она не приходила сюда более 20 лет. По дороге рассказала, как всей деревней сбежались на опушку молодого леса, где горел самолет, край поля и лес были в огне, через оцепление солдат были видны останки летчиков. На одном из них догорала клетчатая рубашка.
И вот прокошена кем-то из родственников посреди поля, заросшего бурьяном, тропа, которая и привела всех к лесу. Среди белоствольных берез виден был памятник.

Вечная память героям!


Его именем гордится г. Киржач. Эта трагедия произошла с героем,
покорившим небо 40 лет тому назад


В 2008 году мы вспоминали одного бесстрашного парня парашютиста. Его именем была названа улица, и воздвигнут обелиск у проходной аэродрома в честь его подвига.
Погиб инженер-испытатель, конструктор парашютной техники Вячеслав Витальевич Томарович при проведении экспериментального десантирования в горах Памира 27 июля 1968 года. Многие годы работал он на аэродроме и оставил о себе добрую славу всем тем, кто его помнит и знает. Только хорошее могу сказать об этом молодом и отважном парне.
Фотографии в семейном альбоме сохраняют память об этих мужественных людях. И сейчас, когда мои дети, внуки и правнуки берут автограф, дарственные надписи и фото у космонавтов, приезжающих почтить память своих друзей 27 марта, встречаются с моими сослуживцами, мне приятно, что память жива и будет жить навсегда в их сердцах.
В нашем семейном архиве есть фотографии космонавтов, марки, посвященные космосу, видеофильмы. Все это бережно хранится в альбомах и пополняется.